Периодичность обслуживания пожарной сигнализации
Эффективная и длительная работа пожарной сигнализации предполагает регулярное проведение технического обслуживания. Последнее включает комплекс работ, направленных на поддержание оборудования и системы в целом в работоспособном состоянии.
Крайне важно заниматься обслуживанием с периодичностью, предусмотренной требованиями нормативной документации и инструкцией, разработанной предприятием-производителем. Еще одним обязательным требованием становится участие в работах исключительно квалифицированных и опытных специалистов, способных провести обслуживание грамотно и качественно. Только такой подход обеспечит эффективную работу пожарной сигнализации и, как следствие, безопасность жизней и здоровья присутствующих на объекте людей, а также сохранность размещенного внутри имущества.
Нормативное регулирование вопроса
Базовым нормативным документом, определяющим регулярность обслуживания систем пожарной сигнализации, выступает ТКП 316-2011. Аббревиатура расшифровывается как «Технический кодекс установившейся практики». Несмотря на сравнительно давний срок разработки документа, он продолжает оставаться актуальным. Этого удается достичь за счет регулярного внесения изменений.
Положения ТКП 316-2011 распространяются на несколько противопожарных систем, включая:
· сигнализацию;
· автоматическое пожаротушение;
· противодымную защиту помещений;
· оповещение людей о возникновении пожара;
· организацию эвакуации.
К проведению технического обслуживания и проверки работоспособности пожарной сигнализации допускаются организации, имеющих лицензию МЧС на ведение подобной деятельности. При выполнении этого условия возможно выполнение работ как собственными силами, так с приглашением сторонних исполнителей.
Выделяют три вида технического обслуживания противопожарных систем:
· плановое ТО (проводится в соответствии с заранее утвержденным графиком в соответствии с требованиями нормативной документации);
· внеплановое ТО (выполняется в случае необходимости, например, при выходе оборудования из строя или неоднократного ложного срабатывания системы);
· ремонт (требуется в том случае, когда истек срок годности оборудования, или в рамках ТО обнаружена неисправность).
Регламенты на техническое обслуживание
Порядок/периодичность обслуживания противопожарных систем устанавливают два регламента. Правила использования каждого из них определяются с учетом нескольких факторов:
· требования предприятия-производителя;
· условия эксплуатации;
· специфика/функциональное назначение объекта, на котором смонтирована пожарная сигнализация.
Регламент №1
Включает следующие виды работ:
· визуальное обследование;
· проверка работоспособности всей системы и ее отдельных элементов;
· профилактика посредством чистки извещателей;
· устранение неисправностей;
· настройка отдельных приборов;
· проверка функциональности/остаточной емкости резервных источников питания.
Выполнение перечисленных работ проводится, как минимум, один раз в месяц. Допускается более частое ТО в рамках регламента №1.
Регламент №2
Включает такие виды работ:
· все, которые входят в первый регламент;
· профилактика с целью исключить возможность выхода из строя оборудования системы пожарной сигнализации;
· доскональная проверка работоспособности каждого элемента системы, включая такой параметр, как помехозащищенность;
· измерение базовых технических характеристик пожарной сигнализации с последующим сравнением с нормативными показателями. При обнаружении отклонений – корректировка настроек системы.
Минимальная периодичность проведения ТО в рамках второго регламента составляет три месяца. Допускается более частое выполнение работ, если таковы рекомендации предприятия-изготовителя.
Заключение
Соблюдение требований нормативной документации в части регулярного и профессионального технического обслуживания пожарной сигнализации выступает обязательным условием ее эффективной работы. Результатом последней становится безопасность эксплуатации объекта и защищенность находящихся на нем людей и имущества.