5 причин, доказывающих, что вашему бизнесу нужен пожарный аудит
![5 причин, доказывающих, что вашему бизнесу нужен пожарный аудит](/upload/iblock/8ea/8ea7c0411c17a57706c6b6b0b8d4fba1.jpg)
Независимой оценкой пожарного риска (она же называется аудитом пожарной безопасности) зовется ряд мероприятий для оценки уровня соответствия изучаемого объекта требованиям ПБ, установленным статьей 144 ФЗ-122 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Пожарный аудит является альтернативным вариантом инспекции от Государственного пожарного надзора. Законодательно собственник имеет право выбрать, какая именно организация будет оценивать его объект на соответствия требованиям ПБ: государственная или частная.
В случае проверки государственными органами процедура будет проведена в сроки, указанные в плане проверок. Собственник не имеет возможности повлиять на это – проверка может пройти без (собственника) его участия. Главным преимуществом является бесплатность. Однако, в случае выявления нарушений в ходе проверок, на организацию налагается штраф и выдается предписание на исправление. При выявлении повторного нарушения организация может быть закрыта на 90 суток. В случае получения предписания следует готовиться к внеплановой проверке – со схожими последствиями в случаях нарушения. Кроме того, невыполнение предписания наказывается еще один штрафом.
В случае проведения пожарного аудита независимой частной организацией большая часть этих неудобств исключена – проверка осуществляется согласно договору в согласованные с владельцем объекта сроки. В результате аудита выдается заключение о независимой оценке пожарного риска. Однако услуга является платной.
Для чего же вообще собственнику нужен пожарный аудит? Мы подготовили 5 причин, рассказывающих, в чем польза его проведения в частной компании.
1 причина: невключение в планы по проверкам
Объекты, которым выданы заключения о независимой оценке риска (с выводом о соответствии требованиям ПБ), не вносятся в планы проверки органами государственного пожарного надзора. Данная мера действует в течение срока, установленного п. 44 Административного регламента МЧС – от 1 до 10 лет с момента вынесения заключения независимой оценки. Длительность зависит от категории риска, присвоенной объекту.
Также стоит отметить, что, согласно п. 3 «а» Приложения к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре категория риска должна быть снижена на одну ступень в случае наличия заключения о независимой оценке риска с выводом о соответствии нормам ПБ. Снижение категории автоматически приводит к понижению периодичности проверок. К примеру, если объект относится к категории умеренного риска (периодичность инспекций 1 раз в 10 лет), то при выдаче заключения НОР с выводом о соответствии, объект должен быть переведен в категорию низкого риска – для него плановые проверки в принципе не предусматриваются.
Не будет проверок – не будет предписаний, штрафов, угроз приостановления деятельности. И достигается это при помощи частного пожарного аудита.
2 причина: «упрощенная» схема проверки
В ситуации, когда объект уже занесен в план проверок, инспекции не удастся избежать. Однако при наличии положительного заключения независимой оценки риска такая инспекция будет проводиться по упрощенной схеме, а не по полной.
В соответствии с п.63 Административного регламента МЧС в данной ситуации проверке не подлежит выполнение условий соответствия требованиям ПБ. Иными словами, инспектор не имеет права осуществлять проверку выполнения требований Технического регламента, а также наличие и правильность нормативных документов по ПБ. Все, что он инспектор может сделать – это проверить узкий круг вопросов, связанных с соблюдением режима противопожарной безопасности.
3 причина: Возможность «легализации» нарушений
Независимая оценка риска может дать обоснование отдельных отступлений от требований нормативных документов по ПБ. Осуществляется это при помощи расчета пожарного риска с учетом выявленных отступлений.
Данная функция будет актуальной для зданий, в которых:
- выполнение всех предписанных требований, указанных в нормативных документах, связано с большими финансовыми затратами (в ряде случаев возникает ситуация, когда снос здания и постройка нового обойдется дешевле);
- выполнение требований противоречит архитектурным и дизайнерским концепциям здания;
- технически невозможно выполнить все требования нормативных документов;
- уже имеется предписание по устранению выявленных нарушений. В этом случае допустимость нарушения обосновывается при проведении независимой оценки риска. При проведении и получении положительного вывода, нарушение в предписании считается как устраненное – при этом физически устранять его не обязательно. Штраф за невыполнение в такой ситуации также не может быть наложен.
4 причина: Возможность получения положительного заключения МЧС
Данный документ необходим для предоставления его в лицензирующие органы с целью получения лицензии на определенные виды деятельности. К ним относятся:
- работы (производство, поставка, хранение, продажа), связанные с алкогольной продукцией;
- медицинская деятельность;
- образовательная деятельность.
Согласно нормативно-правовым актам МЧС РФ заключение может быть выдано заявителю после прохождения инспекции. Важно отметить, что в случае нарушений организации может быть выдано отрицательное заключение.
В случае наличия заключения НОР о соответствии объекта требованиям ПБ, МЧС выдает положительное заключение без фактической проверки объекта.
5 причина: владелец получает полную информацию о реальном состоянии объекта
Собственник получит полную и всестороннюю информацию относительно уровня ПБ на его объекте. С этой информацией возможно:
- выявить точки потенциальной опасности (помещения, участки, процессы), которые создают реальную угрозу пожара;
- продумать концепцию системы противопожарной защиты при учете риск-ориентированного подхода;
- реализовать систему гибкого противопожарного нормирования, основывающееся на праве собственника рисковать своим имуществом при учете обеспечения допустимого уровня пожарного риска;
- выстраивать процессы по степени риска;
- запланировать противопожарные мероприятия и найти для них финансирование.
Важно отметить, что данная информация не может быть получена в ходе проверки ГПН по ряду причин:
- ограниченное время на проведение проверки – согласно регламенту;
- незаинтересованность собственника в нахождении инспектором нарушений (не показывается весь объект, «теряются» ключи и т.д.);
- возможная малая квалификация инспектора;
- невозможность проведения инспектором экспертиз;
- незаинтересованность инспектора в выявлении «новых» нарушений (в основном используются нарушения из старых предписаний) и организации мероприятий по их устранению.