5 причин, доказывающих, что вашему бизнесу нужен пожарный аудит

5 причин, доказывающих, что вашему бизнесу нужен пожарный аудит
21.10.2021

Независимой оценкой пожарного риска (она же называется аудитом пожарной безопасности) зовется ряд мероприятий для оценки уровня соответствия изучаемого объекта требованиям ПБ, установленным статьей 144 ФЗ-122 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Пожарный аудит является альтернативным вариантом инспекции от Государственного пожарного надзора. Законодательно собственник имеет право выбрать, какая именно организация будет оценивать его объект на соответствия требованиям ПБ: государственная или частная.

В случае проверки государственными органами процедура будет проведена в сроки, указанные в плане проверок. Собственник не имеет возможности повлиять на это – проверка может пройти без (собственника) его участия. Главным преимуществом является бесплатность. Однако, в случае выявления нарушений в ходе проверок, на организацию налагается штраф и выдается предписание на исправление. При выявлении повторного нарушения организация может быть закрыта на 90 суток. В случае получения предписания следует готовиться к внеплановой проверке – со схожими последствиями в случаях нарушения. Кроме того, невыполнение предписания наказывается еще один штрафом.

В случае проведения пожарного аудита независимой частной организацией большая часть этих неудобств исключена – проверка осуществляется согласно договору в согласованные с владельцем объекта сроки. В результате аудита выдается заключение о независимой оценке пожарного риска. Однако услуга является платной.

Для чего же вообще собственнику нужен пожарный аудит? Мы подготовили 5 причин, рассказывающих, в чем польза его проведения в частной компании.

1 причина: невключение в планы по проверкам

Объекты, которым выданы заключения о независимой оценке риска (с выводом о соответствии требованиям ПБ), не вносятся в планы проверки органами государственного пожарного надзора. Данная мера действует в течение срока, установленного п. 44 Административного регламента МЧС – от 1 до 10 лет с момента вынесения заключения независимой оценки. Длительность зависит от категории риска, присвоенной объекту.

Также стоит отметить, что, согласно п. 3 «а» Приложения к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре категория риска должна быть снижена на одну ступень в случае наличия заключения о независимой оценке риска с выводом о соответствии нормам ПБ. Снижение категории автоматически приводит к понижению периодичности проверок. К примеру, если объект относится к категории умеренного риска (периодичность инспекций 1 раз в 10 лет), то при выдаче заключения НОР с выводом о соответствии, объект должен быть переведен в категорию низкого риска – для него плановые проверки в принципе не предусматриваются.

Не будет проверок – не будет предписаний, штрафов, угроз приостановления деятельности. И достигается это при помощи частного пожарного аудита.

2 причина: «упрощенная» схема проверки

В ситуации, когда объект уже занесен в план проверок, инспекции не удастся избежать. Однако при наличии положительного заключения независимой оценки риска такая инспекция будет проводиться по упрощенной схеме, а не по полной.

В соответствии с п.63 Административного регламента МЧС в данной ситуации проверке не подлежит выполнение условий соответствия требованиям ПБ. Иными словами, инспектор не имеет права осуществлять проверку выполнения требований Технического регламента, а также наличие и правильность нормативных документов по ПБ. Все, что он инспектор может сделать – это проверить узкий круг вопросов, связанных с соблюдением режима противопожарной безопасности.

3 причина: Возможность «легализации» нарушений

Независимая оценка риска может дать обоснование отдельных отступлений от требований нормативных документов по ПБ. Осуществляется это при помощи расчета пожарного риска с учетом выявленных отступлений.

Данная функция будет актуальной для зданий, в которых:

  • выполнение всех предписанных требований, указанных в нормативных документах, связано с большими финансовыми затратами (в ряде случаев возникает ситуация, когда снос здания и постройка нового обойдется дешевле);
  • выполнение требований противоречит архитектурным и дизайнерским концепциям здания;
  • технически невозможно выполнить все требования нормативных документов;
  • уже имеется предписание по устранению выявленных нарушений. В этом случае допустимость нарушения обосновывается при проведении независимой оценки риска. При проведении и получении положительного вывода, нарушение в предписании считается как устраненное – при этом физически устранять его не обязательно. Штраф за невыполнение в такой ситуации также не может быть наложен.

4 причина: Возможность получения положительного заключения МЧС

Данный документ необходим для предоставления его в лицензирующие органы с целью получения лицензии на определенные виды деятельности. К ним относятся:

  • работы (производство, поставка, хранение, продажа), связанные с алкогольной продукцией;
  • медицинская деятельность;
  • образовательная деятельность.

Согласно нормативно-правовым актам МЧС РФ заключение может быть выдано заявителю после прохождения инспекции. Важно отметить, что в случае нарушений организации может быть выдано отрицательное заключение.

В случае наличия заключения НОР о соответствии объекта требованиям ПБ, МЧС выдает положительное заключение без фактической проверки объекта.

5 причина: владелец получает полную информацию о реальном состоянии объекта

Собственник получит полную и всестороннюю информацию относительно уровня ПБ на его объекте. С этой информацией возможно:

  • выявить точки потенциальной опасности (помещения, участки, процессы), которые создают реальную угрозу пожара;
  • продумать концепцию системы противопожарной защиты при учете риск-ориентированного подхода;
  • реализовать систему гибкого противопожарного нормирования, основывающееся на праве собственника рисковать своим имуществом при учете обеспечения допустимого уровня пожарного риска;
  • выстраивать процессы по степени риска;
  • запланировать противопожарные мероприятия и найти для них финансирование.

Важно отметить, что данная информация не может быть получена в ходе проверки ГПН по ряду причин:

  • ограниченное время на проведение проверки – согласно регламенту;
  • незаинтересованность собственника в нахождении инспектором нарушений (не показывается весь объект, «теряются» ключи и т.д.);
  • возможная малая квалификация инспектора;
  • невозможность проведения инспектором экспертиз;
  • незаинтересованность инспектора в выявлении «новых» нарушений (в основном используются нарушения из старых предписаний) и организации мероприятий по их устранению.

Заявка онлайн

Ваше имя *
Телефон
E-mail *
Сообщение
Нажимая кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта

* - обязательные поля

Обратный звонок

Ваше имя
Телефон *
Согласен с правилами Политики конфиденциальности

* - обязательные поля